Ребенку поставили диагноз - аутизм
СУТЬ ПРОБЛЕМЫ:
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как быть?!
Моему племяннику (3,5 года) врачи поставили диагноз - аутизм. Ребенок необыкновенно красив.... Совершенно не играет с детьми, не говорит, проявляет агрессию. Безусловно, по данному диагнозу существует множество статей... Но в одних указывается, что это, как правило социально не адаптиные дети, в других диагноз сравнивается с диагнозом шизофрении... Подскажите, где можно получить советы маме, у которой ребенок с диагнозом аутизма, как ему помочь ? Какие упражнения, игры нужно использовать, как вести себя родителям? Есть ли литература с практическими советами для родителей?
ОТВЕТ:
В первую очередь необходимы консультация и лечение у детского врача-психиатра. Существует несколько форм детского аутизма, тактика ведения больных различается в зависимости от конкретного диагноза. Литературы для родителей практически нет.
В мировосприятии таких детей царит хаос, любое даже самое незначительное новшевство дестабилизирует их еще больше. Предсказуемость всех ежедневных процедур, привычный порядок вещей - то, в чем такой ребенок нуждается больше всего. Основной совет родителям - создать абсолютно предсказуемую обстановку для ребенка. Вещи в комнате ребенка должны находиться на одном и том же месте, время и продолжительность прогулок, порядок одевания (сначала курточка, потом шапочка, потом варежки...) и раздевания должен быть неизменным и т.д...
В Москве есть специально подготовленные специалисты - клинические психологи, работающие с аутичными детьми. Они помогают врачу-психиатру в реабилитации таких малышей. На установление опосредованного контакта с аутичным ребенком может уйти год. Самое главное, чтобы во время встречи специалист как бы не обращал внимания на малыша, не навязывал ему общения и контакта, допускаются лишь небольшие попытки установления контакта на невербальном уровне. В течение 40 минут малыш просто ходит по кабинету, занимается тем, что ему хочется, рассматривает или не рассматривает то, что сможет привлечь его внимание.
Клинический психолог занимается например рисованием. Явного контакта не происходит. Если через год еженедельных встреч малыш заинтересуется рисованием (без словесного общения) это уже большая удача. Дети с аутизмом не понимают языка эмоций, но тем не менее могут прореагировать на музыку - поэтому в последнее время проблемой их реабилитации все чаще занимаются музыкотерапевты.