Социальная фобия
Интервью с врачом-психотерапевтом Рассказовым И. Ю.
- Часто пишут люди, с которыми что-то произошло, и они постепенно замкнулись в своей квартире, боятся людей до такой степени, что не решаются выйди на улицу. Это социофобия?
- Вы сразу взяли какой-то жесткий пример и вариант социальной фобии, что прямо "не решаются выйти на улицу"... Это больше уже на агорафобию похоже или на более серьёзные нарушения, при которых человек действительно может не выходить на улицу годами. А социальная фобия начинается с дискомфорта, когда нужно произнести тост в незнакомой компании, например, или когда нужно выступить с презентацией или докладом, когда внимание людей обращено на человека, и это ему доставляет сильный дискомфорт, сам факт этого внимания. Вот это и есть проявления социальной фобии. То есть, в квартире замыкаться не обязательно.)
- Получается, что социофобия в слабой степени - это то же самое, что всем известная и многим свойственная "стеснительность"? Или стеснительность - не всегда проявление социофобии?
- Стеснительность или застенчивость, как называется книга известного американского психолога Филиппа Зимбардо, могут быть проявлением социальной фобии, но это не социальная фобия. Стеснительность или застенчивость - это не расстройство, не диагноз и, как правильно заметили, не всегда являются проявлением социальной фобии. Это социальные чувства, которые могут играть роль ограничителей в самых разных социальных ситуациях. Например, пожилой или больной человек может постесняться попросить уступить ему место в автобусе, руководствуясь убеждением "я всегда должен быть сильным", и социальная фобия тут не при чём. Человек может постесняться задать слишком личный вопрос собеседнику, боясь задеть его чувства, тут нет социальной фобии. Многие люди стесняются раздеваться при занятии сексом, и это тоже не социальная фобия.
- В чем же отличия слабой степени социофобии от стеснительности? Отличия по сути и отличия по симптомам, с помощью которых можно лучше себя понять?
- Социальная фобия - это невроз, это функциональное расстройство, при котором человек понимает всю болезненность своего расстройства. В отличии от стеснительности, вызванной убеждениями человека, социальная фобия больше похожа на рефлекс, которому всё равно в какой ситуации и с какими людьми проявиться. Человек бы и рад изменить свои убеждения, лишь бы не было этой тревоги, но у него это не получается, невроз сильнее. Часто достаточно простого условия: "вот люди смотрят на меня", и при этом неврозу абсолютно не важно, какие люди смотрят, при каких обстоятельствах. Хорошо, когда в этой ситуации ещё делать ничего не нужно - в этом случае тревога может быть минимальной, но вот если нужно что-то делать, когда "люди смотрят на меня" - это может вызывать сильную тревогу. Необязательно тост или доклад, достаточно в заполненной маршрутке начать выходить на своей остановке, для многих людей это уже испытание...
Одним из отличительных критериев социальной фобии является появление избегающего поведения. То есть, из-за невозможности произнести тост человек отказывается от приглашения на свадьбу. Из-за невозможности проведения рабочих пятиминуток человек отказывается от руководящей должности. В моей практике были случаи, когда священнослужители почти отказались от своих приходов из-за невозможности проведения служб. Для невроза (если его не лечить) характерно развитие, избегающее поведение этому способствует. Человек начинает приспосабливаться к своему неврозу. Например, ждёт возле касс магазина, когда одна из касс полностью станет свободной, так как если за ним будет очередь, и люди начнут смотреть как он рассчитывается с кассиром, то из-за сильного волнения и тремора рук он не сможет удержать кошелёк. Вот это социальная фобия. Если же избегающего поведения нет, то о социальной фобии говорить преждевременно.
- Похоже, проблема различения в том, что мы пытаемся сравнить бытовое понятие с медицинским, что, видимо, бесперспективно. В чем причина или причины возникновения социофобии у человека?
- Очень важно и правильно изначально определить понятия, так как иначе неизбежны ошибки, связанные с их использованием. Эти ошибки затем могут укореняться в бытовой речи и становиться общепризнанными. Например, как "органы чувств" вместо "органов ощущений". Затем это приводит к ещё большему ряду ошибок, как мыслительных, так и поведенческих. Например, когда ответственность за чувства ложится именно на события, а не на убеждения сознания, что и способствует возникновению неврозов, в том числе социальной фобии... Поэтому прежде чем развернуть данный ответ, хочу подчеркнуть отличие стеснительности от социальной фобии. Стеснительность как ситуационное проявление или даже как черта характера не вызывает того страдания, которое человек испытывает в случае болезни (невроза) - социальной фобии. То есть, отличие в силе страдания, в его постоянстве.
Причина возникновения социальной фобии, как и других неврозов изначально заключается в иррациональных убеждениях сознания человека, которые со временем перерастают в неосознанный рефлекс.
- Что это за иррациональные убеждения? И почему у одних людей они возникают, а у других нет?
- Иррациональные убеждения - это убеждения, которые вызывают неприятные чувства у человека и/или неприятные эмоции и ощущения у человека и/или тех, с кем он взаимодействует. Проще говоря, это такие убеждения, которые мешают жизни - жизни человека и/или тех, с кем он взаимодействует, мешают ему и/или другим радоваться жизни.При этом иррациональность убеждения определяется только этими последствиями, поэтому одно и то же убеждение может быть рациональным или иррациональным не только у разных людей, но и у одного и того же человека. Это вопрос силы убеждения - как и в разделении стеснительности и социальной фобии, сила является разграничивающим фактором. Иррациональные убеждения - это всегда сильные убеждения, имеющие статус требований и законов, нарушения которых недопустимы ни при каких обстоятельствах. Поэтому одно и то же убеждение, например, "люди всегда должны уважать меня" может быть рациональным, если имеет силу необязательного пожелания - "ну, желательно, чтобы уважали, но это не обязательно, могут и не уважать, если им так хочется...". При такой силе убеждения от этого убеждения никто не страдает. Однако, если мы увеличим силу этого убеждения раз в 100, и получим непреложный внутренний закон "люди всегда должны уважать меня", то это будет иррациональное убеждение, так как при каждом "неуважительном взгляде" человек будет испытывать очень неприятные чувства - гнев или тревогу, которая и будет находиться в основе развития социальной фобии. Это просто пример, на самом деле иррациональные убеждения при социальной фобии могут быть какие угодно. Чаще это убеждения как "я должен/должна соответствовать ожиданиям" или "я должен/должна быть всегда в безопасности". В каждом конкретном случае социальной фобии нужно выходить на персональные иррациональные убеждения, и первый шаг - это осознание клиентом этих убеждений, вытаскивание их из рефлекторной зоны в осознание.
- А почему у одних людей такие болезненные иррациональные убеждения возникают, а у других нет? В чем источник проблемы, источник развития социофобии?
- Правильнее сказать формируются, а не возникают, так как это достаточно длительный процесс, который начинается с формирования языкового сознания как такового.Такое воспитание, такой личный индивидуальный опыт, такие сформированные социальные навыки, часто случай способствует тому, чтобы убеждения стали иррациональными, и на их основе проявился и развился невроз. Например, одному моему клиенту босс при рукопожатии как-то сказал: "О, а что это руки у тебя такие влажные"... Всё, вот достаточно было одного этого раза, чтобы развился сильнейший невроз. У клиента через неделю только при одной мысли о том, что нужно будет с кем-то здороваться и кому-то пожимать руку начинало буквально капать с рук. Соответственно, он стал избегать таких ситуаций. При неврозе всегда формируется такой вот порочный невротический круг, когда физиологическое проявление тревоги (гипергидроз, покраснение, тремор, заикание, ступор, головокружение, раздраженный кишечник, учащенное мочеиспускание, тахикардии и аритмии, нехватка воздуха, ком в горле и т. д. являются событием ещё больше и сильнее воздействующим на иррациональное убеждение, чем изначальная социальная ситуация. Социальная фобия усиливается тем, что не "просто люди на меня смотрят", а "люди смотрят на меня, когда я испытываю вот такие физиологические проявления тревоги". Но причина, всегда в изначальных сильных убеждениях, связанных с оценкой другими людьми. Например, в вышеприведённом примере человек без сильных убеждений на вопрос начальника: "О, а что это руки у тебя такие влажные"... ответил бы типа "А чёрт его знает, наверное съел что-то..." )), а не стал бы думать "боже, какой ужас"... Люди разные именно потому, что у них разные убеждения и разная сила этих убеждений.
- Получается, к развитию социофобии приводят не любые иррациональные убеждения, а как-то связанные с людьми? Возможно, даже связанные с людьми каким-то определенным образом, заставляющим бояться контактов с людьми?
- Человек существо социальное, и языковое сознание вместе с убеждениями инсталлируется в человеческий мозг из культурной языковой среды так же, как операционная система в компьютер. Поэтому все убеждения так или иначе связаны с людьми. Однако, чаще иррациональными становятся убеждения, в которых акцент смещён на эго человека. Например, "люди должны уважать меня", "я должен достичь успеха" - "я" или "меня" становятся специфическими маркерами в этом случае. Сравните эти убеждения с убеждением "люди должны быть счастливыми", чтобы почувствовать разницу.
- Что такое "эго" в бытовом понимании? Мы ведь берем это интервью для очень простых людей. Все простые люди слышали это слово, но смысл его представляют более чем смутно, оно ассоциируется с эгоизмом.
- Это верная ассоциация, эгоизм или эгоцентризм. Ну, а как мы называем человека, который при контакте с людьми думает только о себе?) Эгоцентризм - это когда вектор взаимодействия направлен от Мира ко мне, когда я нахожусь в центре Мира, когда все мысли только о том, как на меня смотрят, как меня оценивают, как я выгляжу - ведь это основное содержание мыслей при социальной фобии. При социальной фобии иррациональные эго-убеждения зашкаливают, и человек начинает от них страдать, в отличие от счастливого эгоиста, который радуется социальным контактам. Кстати, если при этом эмоции и здоровье окружающих не страдает, то ничего плохого или ужасного в "здоровом эгоизме" нет. Именно поэтому шаблонные советы психологов начинаются с "возлюби себя".
- Хотелось бы все-таки понять, почему у одних людей формируется невроз социофобии, а у других нет. Наверно, дело не только в том, что кому-то сказали, что у него влажные руки, а кому-то нет. Как Вы сами заметили, на эти слова уже разные люди отреагируют по-разному. Можете в простых словах объяснить, что не так с теми людьми, которые в итоге заболевают социофобией?
- Вашем вопросе содержится ответ, основной постулат психологии звучит так - "Люди разные!". И разность эта определяется не внешними признаками (тут как раз наблюдается сходство, у всех людей две ноги, две руки и одна голова), а именно структурой и убеждениями сознания. У людей, которые находятся в группе риска по социальной фобии изначально сформированы (заложены, воспитаны) иррациональные убеждения, которые и обуславливают развитие этого невроза.
- Даже обычные люди боятся обращаться к психиатрам, а этим людям еще труднее, почти невозможно. Могут ли они сделать что-то сами для себя, чтобы выйти из этого состояния?
- Ну, к психиатру и не нужно обращаться. Социальной фобией занимается врач-психотерапевт, и в ряде случаев можно обойтись без назначения лекарственных препаратов. Для самостоятельного преодоления этого невроза существуют специально разработанные пособия, по которым нужно заниматься каждый день, отслеживания события, тревогу и прорабатывая те иррациональные убеждения, которые эту тревогу производят. Могу порекомендовать J.W. Beek "Социальная фобия. Путь преодоления." и свой психотерапевтический практикум "Психоалгоритм", который вышел в 2017 году.